Зырянова Татьяна Владимировна,

Педагог дополнительного образования

МКУ ДО «Далматовский

Дом детского творчества»

 

Эссе  на тему «Мое педагогическое послание профессиональному сообществу»

 

Стремительно меняется мир, технологии стремятся к совершенству, все меняется, все находится в постоянном движении вперед. Меняются и наши дети. Как непросто адаптироваться им в нынешней реальности! На мой взгляд, в этом им сегодня и должно помочь дополнительное образование.

Дополнительное образование не имеет фиксированных сроков начала и завершения,  оно может перерасти в хобби на всю жизнь, а может повлиять на выбор будущей профессии.  В  учреждении дополнительного образования ребята получают возможность быть успешными, а эмоциональная насыщенность занятий, внутренняя свобода детей, психологический комфорт способствуют их развитию и самосовершенствованию. На мой взгляд, специфика дополнительного образования состоит в том, что для него творческая деятельность ребенка первична. Этот вид образования развивает склонности, способности и интересы, гражданские и нравственные качества, которые помогают жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения, что, по моему твердому убеждению, важно в наше время, когда стремительно меняются все сферы жизни.

Но в современных условиях существования общества возникает ряд объективных проблем, которые влияют на функционирование и развитие системы дополнительного образования. Это и недостаток квалифицированных педагогов по многим направлениям, слабая изученность социальных запросов на дополнительное образование детей и подростков, невозможность полностью обеспечить известный социальный заказ из-за недостатка кадров и проблем с финансированием, малое разнообразие предлагаемых программ, особенно технической направленности, а  введение дополнительных программ на платной основе затрудняется из-за низкого материального положения семей. Также, на мой взгляд, принятые формы дополнительного образования не выдерживают конкуренции с активно развивающимися «компьютерными» формами досуга. В настоящее время детям доступны широкие возможности игровых интернет  развлечений, их увлекает общение в социальных сетях, то есть все то, что не требует особых интеллектуальных затрат. Сама система постоянных обязательных занятий (как уроки в школе) зачастую не привлекает ребят. Усложнение школьной программы, возрастающие социальные проблемы, финансовый кризис тоже накладывает свой негативный отпечаток. Сегодня, к сожалению, у многих бытует мнение, что дополнительное образование – излишняя роскошь.  Все это, естественно, приводит к недостаточной наполняемости групп.  Уверена, что программы дополнительного образования могут быть стабильными и востребованными только тогда, когда они являются социально-значимыми.

Вопросы дополнительного образования на современном этапе становятся особым объектом образовательной политики страны. Принятые в последние годы на высшем уровне нормативные документы позволяют сделать вывод, что происходит переосмысление роли дополнительного образования. Каким же оно должно быть завтра?

- Я считаю, что, во-первых, должна быть создана новая система подготовки кадров для дополнительного образования. Сегодня педагоги – это «умельцы», а должны ещё свободно владеть ИКТ, способами организации инновационной деятельности, проектной деятельности. Только тогда детям будет с нами интересно.

- Во-вторых, развитие материальной базы учреждений дополнительного образования должно финансироваться.

- В-третьих, развитие путей интеграции с общим образованием, в том числе на уровне образовательных программ, с учётом требований ФГОС общего образования;

- В-четвёртых, внедрение в систему дополнительного образования инновационных способов обучения, основанных на современных образовательных технологиях;

- В-пятых, должна быть обеспечена мобильность дополнительного образования, адекватная реакция на смену интересов обучающихся и их запросы; расширение профильности программ и обновление  педагогического состава.

Основа реализации вышеперечисленного – это, прежде всего, системно -деятельностный подход в организации образовательной деятельности, соответствующее программное обеспечение, а также высокий профессионализм педагогов дополнительного образования. 

Моя личная гражданская позиция и ценностные жизненные ориентиры давно сформированы и точно определены. Я думаю, что педагог дополнительного образования должен быть оптимистом. Ужасно, когда педагог не видит ничего хорошего ни в настоящем, ни в будущем. Оптимизм педагога передается детям, а значит, порождает заведомо счастливое общество. Кто- то из классиков заметил, если счастливы граждане, то будет стабильным и благополучным государство, несчастливые люди живут в государстве рабов!

Гражданин – это звучит гордо, но гражданин это и определенная позиция: умение принимать решение, брать на себя ответственность и быть готовым к любому риску. А еще это огромная любовь к родине, к семье, к друзьям и желание сделать их жизнь интересной, настоящей, счастливой. Гражданская позиция педагога состоит как раз в том, чтобы показать детям собственным примером в совместной деятельности как это сделать.

Несомненно, мы все верим в Россию, в ее будущее, а значит, мы все верим и в наше дополнительное образование. Ведь мы все – оптимисты!!!

 

Скачать документ

 

 

 

 

Разработка сайта интернет центр ООО Русь